СНО ГОУ ВПО НГМУ Росздрава - EstheticLife.ru
 
Сегодня
Сделать стартовой Добавить в Избранное Задать вопрос  
Титул www.EstheticLife.ru
Препарат Detsina
Конкурс - Я Стоматолог
Статьи конкурса
Белые Халаты
Медицинская одежда
Прислать информацию
Задать вопрос
Общаемся
Студенту медику:
Ортопедия
Внутренние болезни
ЦНС
Череп
Лимфа
Дыхательная система
Пищеварительная система
Биология / Альбом
История стоматологии
Английский / Темы
Терапевтическая стоматология:
Кариес
Ортодонтия:
Брекет системы
Детская стоматология
Хирургическая стоматология
Косметология:
Вся правда о коже
Продукция марки RoC
Спорт / Фитнес:
Бодифитнес
Будь спортивным
Здоровое питание:
Витамины
БАД
Микроэлементы
Офтальмология:
Коррекция зрения
Вирусные заболевания
Вопросы воспитания:
Зависимости
Тезисы:
2009 год, Октябрь...
2009 год, Май...
Новости:
Эссе
Поэзия
Стоит ознакомиться
Картины нашего города
Концепция проекта
Присоединяйся к нам
Наши координаты:

г.Новосибирск,
Красный проспект 52,
ГОУ ВПО НГМУ Росздрава,
4 этаж,
ИАО НГМУ, 409 к.

Телефоны:
(383) 222-52-98,
+7-913-891-3856
+7-913-476-1796

EstheticLife@mail.ru
Поиск по сайту:

 
 

СНО ГОУ ВПО НГМУ Росздрава - EstheticLife.ru

Раздел: История стоматологии

История стоматологии Иудеи

Древние евреи высоко ценили здоровые зубы. В Ветхом Завете многократно подчеркивается важ­ность стоматологического здоровья. Крепкие, здоро­вые зубы считались даже одним из критериев красо­ты. Вот что говорится в Книге Песни Песней Соломо­на (4:2): “Зубы твои, как стадо выстриженных овец, выходящих из купальни, из которых у каждой пара ягнят, и бесплодной нет между ними”. Более того, зу­бы являлись символом силы, а потеря их приравнива­лась к дряхлости. Для высших жрецов в Книге Левит обязательным требованием было названо физическое здоровье, и раввины даже включали в число неполно­ценных людей тех, у кого отсутствовал единственный зуб!

Цитируем Плач Иеремии (3:16): “Сокрушил камня­ми зубы мои...”. Исайя, встретившись с Иаковом после двадцати лет разлуки, плакал при виде его редких и больных зубов. В Псалтыре (57:7) подразумевается, что потеря врагом своих зубов ослабит его: “Боже! Со­круши зубы их в устах их...”. Вот древний закон о на­несении раны человеку (Исход 21:23-27): “А если бу­дет вред, то отдай душу за душу, Глаз за глаз, зуб за зуб... И если выбьет зуб рабу своему или рабе своей, пусть отпустит их на волю за зуб”. И, наконец, пого­ворка из Притчей Соломоновых (25:19): “Что сломан­ный зуб и расслабленная нога, то надежда на безнаде­жного человека в день бедствия”.

Очевидно, древние евреи считали умышленное по­вреждение зубов серьезным проступком, если даже ра­бу в качестве компенсации за причиненный ущерб да­ровалась свобода. При всем этом особенно удивитель­но, что сами евреи не занимались хирургической или реставрационной стоматологией. Как известно из Тал­муда, для этих целей они приглашали врачей-финикий­цев или греков, у которых также высоко ценилось сто­матологическое здоровье.

Процитированные выше книги Библии, особенно Пятикнижие Моисееве, аккумулировали в себе пере­дававшиеся изустно древнееврейские законы (“Миш-на”) и комментарии к ним (“Гемара”). Систематизация и сведение воедино древних знаний начались после по­корения Вавилона в 586 г. до Р.Х. Окончательно этот процесс завершился появлением Иерусалимского (370-390 гг. от Р.Х.) и Вавилонского (265-427 гг. от Р.Х.) Талмудов. Последний являлся общепринятым учебным пособием в “иешива” (академиях). В Талмуде содержится немало ссылок на медицинские темы, при­чем чаще всего в связи с разрешением религиозных споров. Тем не менее, осмысливая содержание религи­озных книг, можно прийти к определенным выводам о “престижности” стоматологического здоровья.

В частности, интерес представляет религиозный диспут на тему: имели ли право евреи чистить зубы в субботу (как известно, у иудеев в субботу или Шабат запрещена любая форма работы). Так вот, мудрецы пришли к выводу, что можно пользоваться лишь ли­стьями мяты для освежения дыхания.

Из содержания Талмуда можно также сделать вы­вод, что древним евреям были известны искусствен­ные зубы и золотые коронки. В основном ими пользо­вались женщины, видимо, в косметических целях. В Вавилонском Талмуде описан случай, когда мужчина отверг девицу только лишь потому, что обнаружил у нее искусственный зуб. Тогда раввин Ишмаэль пове­лел изготовить для женщины золотую коронку, а муж­чине — вступить с ней в законный брак. Из другого ди­спута — по поводу разрешения в субботу поднимать с земли выпавшую золотую коронку или искусственный зуб, — напрашивается вывод, что цементирование в те времена известно не было. В талмудическом перечне ремесел и ремесленников есть категория “нарра” — люди, изготавливавшие искусственные зубы и корон­ки.

Талмуд богат также упоминаниями о профилакти­ческих действиях по предотвращению заболеваний зу­бов, вреде и пользе определенных видов пищи. Вот еще одна поговорка из Книги Притчей Соломоновых (10:26): “Что уксус для зубов и дым для глаз, то лени­вый для посылающих его”. Однако при повреждениях десен рекомендовался винный уксус, видимо, в качест­ве профилактического средства. Прописывался также сок кислых плодов как средство от зубной боли, что было неприемлемо для здоровых зубов. Длительное пребывание в парной приводило, как говорилось, к по­чернению зубов. Вредным считалось употребление лу­ка, а незрелый виноград приводил к преждевременно­му стиранию зубов.

Необычный рецепт от зубной боли приводится в комментариях раввина Бар Раб Хуны: свежеизвлечен­ный из земли чеснок, смешанный с маслом и солью, поместить на ноготь большого левого или правого пальца, в зависимости от того, с какой стороны ощу­щается боль, затем осторожно обернуть тестом, чтобы не коснуться плоти, ибо это может привести к прока­зе. По всему Талмуду разбросаны рецепты от зубной боли, особенно часто они излагаются старухами, кото­рых высоко ценили как лекарей.

У древних евреев не приветствовалось удаление зу­бов. Раввин Хананель писал, что при болезни боковых зубов не следует их удалять, ибо в этом случае вместе с зубом пострадает и глаз.

Выше уже упоминалось о щепетильности евреев по поводу субботы. Разрешалось врачебное вмешательст­во только в случаях, когда существовала непосредст­венная угроза жизни. Интересно отметить, что зубная боль в большинстве случаев приравнивалась именно к такому случаю. Это следует хотя бы из того, что стома­тологу разрешалось работать в субботу, а пациентам — обращаться к врачам.

Хотя случай случаю — рознь... Некий раввин одна­жды в субботу обратился к языческой лекарше с жало­бой на зубную боль. Хотя она, как описывается, рабо­тала довольно долго, коллеги-раввины, обратившись к другим врачам, признали его случай несерьезным, и бедняга подвергся осуждению.

 

 

Материал предоставлен

зав. кафедрой социально-исторических наук НГМУ,

к.и.н., доцентом Николаевой И.И.

Для проекта «EstheticLife»


 


 

[ "История стоматологии Месопотамии" << ] [ Главная страница ] [ >> "Системный микроэлементоз / Введение" ]
 
 
СНО ГОУ ВПО НГМУ Росздрава - EstheticLife.ru
© 2008 ngmu.ru 2013 г. // "Группа - ЛиК"
Индекс цитирования проекта www.estheticlife.ru