СНО ГОУ ВПО НГМУ Росздрава - EstheticLife.ru
 
Сегодня
Сделать стартовой Добавить в Избранное Задать вопрос  
Титул www.EstheticLife.ru
Препарат Detsina
Конкурс - Я Стоматолог
Статьи конкурса
Белые Халаты
Медицинская одежда
Прислать информацию
Задать вопрос
Общаемся
Студенту медику:
Ортопедия
Внутренние болезни
ЦНС
Череп
Лимфа
Дыхательная система
Пищеварительная система
Биология / Альбом
История стоматологии
Английский / Темы
Терапевтическая стоматология:
Кариес
Ортодонтия:
Брекет системы
Детская стоматология
Хирургическая стоматология
Косметология:
Вся правда о коже
Продукция марки RoC
Спорт / Фитнес:
Бодифитнес
Будь спортивным
Здоровое питание:
Витамины
БАД
Микроэлементы
Офтальмология:
Коррекция зрения
Вирусные заболевания
Вопросы воспитания:
Зависимости
Тезисы:
2009 год, Октябрь...
2009 год, Май...
Новости:
Эссе
Поэзия
Стоит ознакомиться
Картины нашего города
Концепция проекта
Присоединяйся к нам
Наши координаты:

г.Новосибирск,
Красный проспект 52,
ГОУ ВПО НГМУ Росздрава,
4 этаж,
ИАО НГМУ, 409 к.

Телефоны:
(383) 222-52-98,
+7-913-891-3856
+7-913-476-1796

EstheticLife@mail.ru
Поиск по сайту:

 
 

СНО ГОУ ВПО НГМУ Росздрава - EstheticLife.ru

Раздел: История стоматологии

История стоматологии Месопотамии

Между 3500 и 3000 гг. до Р.Х. на плодородной рав­нине междуречья Тигра и Евфрата достигла пика сво­его развития цивилизация Шумера. Кроме развалин храмов-зиккуратов до нас из наследия шумеров дошли таблички из обожженой глины с иероглифическими письменами. Основная их масса была обнаружена во время раскопок царской библиотеки Ашурбанапала на месте древнего города Ассирии (седьмой век до Р.Х.). Благодаря этим бесценным сокровищам мы и можем сегодня судить об уровне развития медицины и, в част­ности, стоматологии в Месопотамии.

Как и в других примитивных обществах, медицина в Месопотамии имела в основном магическую или ре­лигиозную природу. Главным способом лечения были предсказания на внутренностях жертвенного барана. Считалось, что за болезни ответственны демоны, оби­тающие в теле больного. Для изгнания злых духов при­менялись лекарства, изготавливавшиеся из червей и насекомых.

Во времена Вавилонского царства, однако, медици­на и, особенно, хирургия уже достигли довольно высо­кого уровня. Поначалу врачи (которых уже можно на­зывать именно этим словом) проводили лечение мето­дами простейшей хирургии, причем было даже извест­но обезболивание с помощью наркотиков. Щедро воз­награждаемые в случае успешного лечения, они, тем не менее, рисковали навлечь на себя серьезные непри­ятности, если оказание “помощи” приводило к траге­дии.

До нас дошел свод законов царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до Р.Х.), где предельно ясно перечислены не­которые награды и наказания практикующих врачей:

 

Закон 196: Если кто-либо серьезно повреждает чужой глаз, он будет лишен его собственного гла­за.

 

Закон 198: Если кто-либо незначительно повреж­дает чужой глаз, он заплатит мину серебра.

 

Закон 200:

Если кто-либо серьезно повреждает

чужой зуб, он будет лишен его собственного зуба.

 

Закон 201: Если кто-либо незначительно повреждает чужой зуб, он заплатит треть мины серебра.

Интересно заметить, что хотя глаз оценивается до­роже, стоимость зуба также составляет значительную сумму.

Ряд глиняных табличек библиотеки Ашурбанипала непосредственно относятся к диагностике и прогнози­рованию заболеваний, а средством определения исто­чника и течения болезни являлось состояние зубов.

«Если человек, скрещет зубами, болезнь продлится долго.»

«Если человек скрежещет зубами и лицо его холод' но, исход болезни в руке богини Иштар.»

Поскольку скрежетание зубами рассматривалось как характерный для многих болезней и очень опасный при­знак, предлагались и способы лечения. Под сидение сле­довало положить человеческий череп и в течение трех дней, утром и вечером, класть перед ним части тела жер­твенных животных. Затем пациенту рекомендовалось семь раз обратиться к черепу со словами благодарности и семь раз поцеловать его, после чего дело должно было пойти на поправку.

В царской библиотеке ассирийского царя Эшшархаддона, который правил в 681-699 гг. до Р.Х., было обнару­жено интересное письмо его придворного врача, где, в ча­стности, говорилось: “Что касается излечения от болезни зубов, о которой писал мне царь, сообщаю следующее. Те­перь имеется у меня обильное число средств от болезни зубов”. К сожалению, в письме не сообщается, что это бы­ли за средства. Еще одно письмо — ответ на послание ца­ря с жалобой на болезнь его сына: “Жар головы, рук и ног его проистекает от зубов его. Следует вырвать ему неко­торые зубы, и тогда он поправится”.

Вплоть до восемнадцатого века (после Р.Х.) суще­ствовало убеждение, что кариес вызывается зубным червем. Впервые же это было задокументировано именно в Вавилоне.

 

Вот фрагмент древней поэмы:

“Когда Ану сотворил небеса/...

Земля сотворила реки,

Реки сотворили каналы,

Каналы, создали болото,

Болото создало червя.

Червь выполз и стал пред Шамашем,

Слезы свои к Эа обратил:

“Что дашь ты в пищу мне?

Чем голод свой могу я утолить?”

“В пищу дам тебе абрикосы и финик”.

“Что польза мне от абрикоса и финика?

Вверх меня подними, средь десен

И зубов позволь обитать!

Кровью зуба буду питаться,

Корни десен буду глодать!”.

 

Материал предоставлен

зав. кафедрой социально-исторических наук НГМУ,

к.и.н., доцентом Николаевой И.И.

Для проекта «EstheticLife»

 

 


 


 

[ "Стоматология древней Индии" << ] [ Главная страница ] [ >> "История стоматологии Иудеи" ]
 
 
СНО ГОУ ВПО НГМУ Росздрава - EstheticLife.ru
© 2008 ngmu.ru 2013 г. // "Группа - ЛиК"
Индекс цитирования проекта www.estheticlife.ru