СНО ГОУ ВПО НГМУ Росздрава - EstheticLife.ru
 
Сегодня
Сделать стартовой Добавить в Избранное Задать вопрос  
Титул www.EstheticLife.ru
Препарат Detsina
Конкурс - Я Стоматолог
Статьи конкурса
Белые Халаты
Медицинская одежда
Прислать информацию
Задать вопрос
Общаемся
Студенту медику:
Ортопедия
Внутренние болезни
ЦНС
Череп
Лимфа
Дыхательная система
Пищеварительная система
Биология / Альбом
История стоматологии
Английский / Темы
Терапевтическая стоматология:
Кариес
Ортодонтия:
Брекет системы
Детская стоматология
Хирургическая стоматология
Косметология:
Вся правда о коже
Продукция марки RoC
Спорт / Фитнес:
Бодифитнес
Будь спортивным
Здоровое питание:
Витамины
БАД
Микроэлементы
Офтальмология:
Коррекция зрения
Вирусные заболевания
Вопросы воспитания:
Зависимости
Тезисы:
2009 год, Октябрь...
2009 год, Май...
Новости:
Эссе
Поэзия
Стоит ознакомиться
Картины нашего города
Концепция проекта
Присоединяйся к нам
Наши координаты:

г.Новосибирск,
Красный проспект 52,
ГОУ ВПО НГМУ Росздрава,
4 этаж,
ИАО НГМУ, 409 к.

Телефоны:
(383) 222-52-98,
+7-913-891-3856
+7-913-476-1796

EstheticLife@mail.ru
Поиск по сайту:

 
 

СНО ГОУ ВПО НГМУ Росздрава - EstheticLife.ru

Раздел: История стоматологии

Стоматология древней Индии

Около 1500 года до н. э. коренное население Индии подверглось нашествию кочевых племен арианцев (вероятно, предками тех, кто сейчас населяет современный Ирак). Язык, который они принесли на эту землю, принадлежал к индо-европейскому семейству, также как греческий и латынь. Из этого смешения возник «санскрит» – слово, означаюшее «усовершенствованный» или «изящный», и указывающее среди других значений на язык элиты.

Среди большого количества книг, принесенных завоевателями, были четыре священные книги «Веды» (Чеда имеет тот же корень, что мудрость. В санскрите Чайуа означало «тот, кто знает»).

Четвертая книга Атарва Веда представляла собой собрание магических ритуалов священников Атарвана. Вместе с другими книгами «Веды» составляла систему индийской медицины, названную ауцгчеда или «наука жизни». Медицина ayurveda состоит в основном из двух частей в прозе и стихах, представленных уже в первой половине первого тысячелетия н.э. Две эти части представляли собой материал, который преподавался более сотни лет ранее двумя практикующими врачами: Чарака, писавшим о медицине, и Сушрута, писавшим о хирургии.

Индийская медицина основана на понятии о том, что 700 сосудов тела человека кроме крови переносят три основные принципа, подобные основным тканевым жидкостям греческой медицины. Любое расстройство этих принципов: желчи, мокроты или воздуха, приводило к болезни. Например, вывих челюсти относили к наплыву воздуха, а не к тому, что человек слишком широко раскрывал рот.

В дополнение к этим трем основным принципам указывались дополнительные субстанции тела: лимфа, кровь, мышца, жир, кость, костный мозг, сперма, моча и пот. Если любая из них увеличивалась или уменьшалась по сравнению с принятой нормой, обнаруживались различные клинические признаки.

В зто время хирургия считалась самой важной частью медицины; в ayurveda она занимает первое место и восемь отделов медицины. Позже хирургическая практика была затруднена в связи с запретами буддистской религии, которая выступала против разрезания тела и работы с трупами. Хирургия подразделялась на две части: Салия – в основном посвящавшаяся удалению инородных предметов, таких как дерево, земля, железо, стрелы, и Салакия – лечение заболеваний уха, глаз, рта, носа и других частей тела выше ключицы.

Никакие хирургические манипуляции не проводились без первоначального выполнения религиозных обрядов. Вначале требовалось получить небесное покровительство, затем успокоить бога огня, предложив ему свернувшееся молоко, рис, напитки и драгоценности. Наконец, пациент располагался лицом к востоку, а хирург лицом на запад.

Сушрута советовал давать пациенту хорошую пишу и вино перед операцией. Эффект мяса заключается в том, чтобы поддержать силы, тогда как вино должно ввести его в бессознательное состояние, бесчувственное к боли. Однако при операции в полости рта пациенту не советовали принимать пишу. После операции врач читал несколько колдовских заклинаний:

«Пусть бог огня защитит ваш язык, а бог Брахма и другие боги благословят Вас. Пусть Ваша жизнь будет долгой, пусть уйдет боль».

 

Стоматология в Индии имела божественное происхождение, пришла она сюда еще из древнего мира. По традиции, берущей свое начало в 5 000 до н.э., считалось, что именно Ашвины, близнецы-сыновья бога солнца, передали свои святые знания Индре, а Индра развил их в науку о жизни, которую преподал Дханвантари, божеству медицины, который донес свет правды до Сушрута и Чарака.

Большая часть наших знаний о стоматологическом лечении в древней Индии происходит от Сушрута Самхита («собрание»). Сушрута описывает «иссечение наростов на небе, опухолей неба, опухолей над зубами мудрости». Если опухоль образовывалась на деснах или языке, то ее следовало скорее прижечь, а не иссекать.

Каутер (прижигание) часто употреблялся в качестве лекарства, особенно при заболеваниях полости рта. Хирург использовал специально предназначенное железо с плоским закругленным концом, которое разогревалось докрасна. Применялись также горячие жидкости, такие как горячий мед, масло или воск, нагревавшиеся до точки кипения.

Как и их греческие коллеги, индийские хирурги рекомендовали кровопускание с пиявками, потому что «плохая кровь вызывает болезни рта». Максимальное количество, которое убиралось, равнялось одной праше или горстке.

Переломы челюстей лечились при помощи сложных повязок, а метод вправления вывиха челюсти был следующим: область вокруг сустава нагревалась, челюсть вправлялась в правильное положение, тугая повязка наносилась под подбородок, и пациент получал лекарство, которое изгнало бы злой дух и помогло в лечении. (В Сушрута Самхита этот последний вид лечения не обсуждается в разделе, относящемся к лечению вывихов, он приводится в части «Болезни зубов»).

Пища высших классов была особенно богата поддающимися ферментизации углеводами, включая мед, фрукты, рис и др. Следовательно, можно предположить, что эта группа имела высокую степень заболевания кариесом. И действительно, в литературе Индии имеется множество предписаний и рецептов лечения зубной боли, которые применялись врачами того времени. Сложные микстуры применялись наряду с такими формами лечения, как скарификация, клизмы, кровопускание. Для полоскания рта использовались жидкости, накладывались мази, а также вещества типа стимуляторов. Например, перец, смешанный с мочой коровы. Не отвергались и «медикаменты», изгонявшие «плохой ветер».

Вагбхата, хирург, известный около 650 года н.э., собрал многие из учений Сушрута и дополнил их собственными. Он предлагал убить зубного червя, заполнив кариозную полость воском, а затем выжечь его горячим зондом. Если это не помогало уменьшить боль, то следовало удалить зуб специально предназначенными щипцами, которые имели клювообразные формы, либо были в форме животного.

Сушрута давал описание двух видов хирургических инструментов: янтра, или тупой, и састра, или острый. Здесь можно найти описание более сотни инструментов, и в частности, щипцов для извлечения зубов. Тем не менее, Сушрута не одобряет удаление твердосидяших зубов, предпочитая удалять только те, которые уже шатаются и при этом использовать специально предназначенные рычаги, которые подобно современному инструменту, называемому элеватор, имели плоский кончик и были выполнены в виде стрелы.

В отличие от Сушрута или Чарака, Вагбхата уделяет внимание прорезыванию зубов у детей, считая это даже вызывающим заболевание. Он полагал, что заболевания многих видов, такие как лихорадка, понос, кашель или судороги, могут вызываться трудным прорезыванием зубов. В качестве лечения он предлагает аппликации из смеси перца с землей и медом или мяса с медом. Однако Вагбхата предостерегает от слишком интенсивных мер, потому что «болезни прорезывания исчезают сами по себе». Это предостережение гораздо разумнее, чем варварская привычка разрезания десен детей, которая практиковалась в 18-19 столетиях на Западе.

Как медицинские, так и религиозные верования многое сделали для того, чтобы сконцентрировать внимание индусов на их зубах. Индусы рассматривают рот как ворота в тело, и поэтому настаивают на том, чтобы он сохранялся абсолютно чистым. Брамины или священники чистят зубы в течение того часа, когда наблюдают за восходом солнца, молясь при этом и призывая бога благословить их и их семьи. Ни один настоящий индус не будет завтракать, не почистив зубы, язык и рот, так как он верит, что многие болезни вызываются плохими зубами.

Как Чарака, так и Сушрута призывают к надлежащему поведению и ежедневному режиму, уделяя особое внимание чистоте рта, и оба говорят о необходимости удаления зубных отложений, используя при этом специальный инструмент с плоским, заточенным алмазом концом. Сушрута начинает главу, посвященную гигиене, с замечания: «Рано утром человек должен встать с кровати и почистить зубы».

Индусы считают варварским применение зубных щеток из щетины животных. Их зубная щетка сделана из веточек дерева, конец которого разделен на волокна. деревья, из которых готовятся такие прутья, были разнообразными, главное, требовалось, чтобы они были резкими по вкусу и имели вяжущее свойство.

Ежедневный ритуал не ограничивался чисткой зубов. После регулярных очищений язык выскребался специально предназначенным для этого инструментом, а тело натиралось ароматическими маслами. Наконец, рот ополаскивался смесью из трав и листьев. Более двух тысячелетий назад греческие врачи были знакомы с настоями трав индусов, которые убирали плохой запах изо рта.

В описании «Болезни женщин» Гиппократ описывает индийское средство, сделанное из порошка анаиса, укропа, митры на белом вине.

 

СВЯЩЕННЫЙ ЗУБ БУДДЫ

 

Из всех священных реликвий в мире ни один не ценится настолько высоко, как священный зуб Будды, хранящийся в Далади Малигава в Шри-Ланке (Цейлон) – самом святом месте буддистской религии. Здесь ежегодно проводится Фестиваль Священного зуба, во время которого слон, в золотой попоне идет вниз по дорожкам, усыпанным лепестками роз, неся золотую шкатулку на спине, где лежит уважаемый реликт, в то время как сотни тысяч паломников поклоняются ему. Тем не менее, этот зуб является вырезанным из слонового бивня, и за ним стоит прекрасная история.

После смерти Будды в 483 голу до н.э. один из его учеников Кето Торо выдернул его зуб до того, как тело было подготовлено к похоронному ритуалу. Торо забрал зуб в город Калинга, который стал называться впоследствии город Йанта-пуре, или Город зуба.

В 411 году н.э. зуб Будды был перевезен на Цейлон; в 1315 году он был захвачен племенами Малабаров, которые вернули его назад в Индию. Но благодаря мастерству предвидения буддистского священника Прахрама Ваху он был найден и возвращен в Шри-Ланку. Далее зуб постоянно перепрятывался в различных частях страны. Однако в 1560 году зуб был найден португальцами, доставлен Доном Константином де Браданза в Као и сожжен в присутствии губернатора Индии и его двора.

В этом месте находчивый буддист Викрама Баху вырезал новый зуб из бивня слона, и в настоящее время он находится в храме Зуба, который является маленьким каменным строением из гранита. Однако, те реликвии которые он хранит, делают его бесценным. Сервантес однажды отметил: «Каждый зуб человека более ценен, чем алмаз». «Зуб Будды стоит всех сокровищ короля Испании», – так писал в своих воспоминаниях лорд Фредерик Гамильтон (ему была представлена возможность увидеть зуб в 1920 году).

«В заключение молитвы 8 человек прошли поперек комнаты, внеся обширную колоколообразную святыню из меди, высотой приблизительно 7 футов. Это был внешний ящик, вмешавший еще несколько, на дне последнего и должен был быть зуб. Восемь человек убрали этот ящик, который был тяжелым даже для ник. Далее хранитель вынул ключ и отпер следующий ящик, сделанный уже из золота. Все восемь человек были в состоянии прострации, и нам тоже пришлось кивать головой в знак понимания их состояния. Все это повторялось б раз, и ящики становились все более богато украшенными, все больше и больше драгоценностей покрывало их. Седьмой ящик был полностью высечен из рубинов и бриллиантов и представлял собой переливающееся прекрасное произведение искусства. Когда он был открыт, то из него извлекли самый большой изумруд, сделанный в форме Будды, и этот изумрудный Будда держал зуб в своей руке. (Here, There and Everywhere, New York, 1921).»

 

 

Материал предоставлен

зав. кафедрой социально-исторических наук НГМУ,

к.и.н., доцентом Николаевой И.И.

Для проекта «EstheticLife»

 


 


 

[ "Стоматология Финикии" << ] [ Главная страница ] [ >> "История стоматологии Месопотамии" ]
 
 
СНО ГОУ ВПО НГМУ Росздрава - EstheticLife.ru
© 2008 ngmu.ru 2013 г. // "Группа - ЛиК"
Индекс цитирования проекта www.estheticlife.ru